RU || EN 

 

SEARCH  

www.mikelab.kiev.ua

сайт Черкеса Михаила

Обо мне Программы UR4UEM Статьи Резюме
  
 
Это я
Misha Cherkes - Киноману на заметку

>>

  Киноману на заметку

 
Моя статья в журнале "Мой компьютер" о просмотре видео на ПК

Не так далеки еще те времена, когда персональный компьютер представлял собой подключаемый к телевизору “моноблок” в виде небольшой клавиатуры, и был оснащен 8-битным процессором, работающем на частоте 4 МГц и довольствовался 64-я килобайтами оперативной памяти. Возможности такой вычислительной системы были сравнимы разве что с современным программируемым микрокалькулятором. Ни о каких возможностях Multimedia тогда не могло быть и речи.

Но прогресс не стоит на месте, и сегодня обычному (хотя нужно сказать, достаточно состоятельному) пользователю уже доступна вычислительная мощь процессоров субгигагерцового диапазона частот. И ни для кого не секрет, что большая часть этого потенциала не используется в повседневной работе, и предназначена исключительно для “прожорливых” мультимедиа-приложений.

Эта статья посвящена одному из довольно молодых направлений использования современного ПК – просмотр цифрового видео.

Первые упоминания о видео-компактах приходятся на начало второй половины девяностых годов прошлого века. Именно тогда на “черном” рынке счастливые обладатели компьютеров на базе Intel Pentium могли приобрести полнометражный 90-минутный фильм на двух 650-мегабайтных дисках в формате MPEG-1 (он же VideoCD). Честно говоря, целесообразность такой покупки оставалась под огромным вопросом, ведь “черная” видеокассета с тем же фильмом стоила как минимум в два раза дешевле, а качество изображения при разрешении 352x288 можно было сравнить с телевизионным только с большой натяжкой. То есть фильмы на CD покупались в основном в качестве эдакой диковинки или очередного теста производительности для своего компьютера.

Однако в последние годы с распространением формата MPEG-4 и систем, способных декодировать его в реальном времени ситуация кардинально изменилась. Многие обладатели современных компьютеров уже отдают предпочтение компакт-дискам, обосновывая это их меньшей стоимостью, меньшим весом и объемом, и теперь уж совершенно обосновано – более высоким качеством изображения и звука по сравнению с форматом VHS.

Основное и решающее преимущество MPEG-4 перед MPEG-1 и MPEG-2 очевидно: полнометражный фильм запросто умещается на одном компакт-диске и при этом может быть записан в более чем достойном качестве. Из недостатков можно отметить только одно – требовательность к системным ресурсам: для комфортного просмотра заявляется необходимость как минимум процессора уровня Celeron с частотой порядка 400 МГц и более-менее современной видеокарты. Однако описывать принципы этого чудо формата я не буду, цель статьи – посвящение киноманов в общие принципы воспроизведения видео на экране компьютера и рекомендации по ускорению системы в этом направлении.

Итак, для начала давайте определимся с тем, какие узлы компьютера используются при воспроизведении видео наиболее активно. Во-первых – диск, хранящий в своих недрах собственно видео файл. Во-вторых – память, используемая для промежуточного хранения сжатых и распакованных кадров, программного кода. В-третьих – процессор, отвечающий за декодирование видеоряда. И последнее звено – видеокарта, отображающая результат работы всего вышеперечисленного на экране монитора. Теперь попробуем разобраться во влиянии этих узлов на производительность при декодировании и попытаемся улучшить эффективность их работы.

Дисковая подсистема. Логично, что большинство MPEG-фильмов попадают к нам в руки на компакт-дисках, однако совершенно нелогичен тот факт, что многие смотрят их тоже непосредственно с CD, и этому есть сразу несколько причин. Первая и одна из самых главных – это шум. На современных компьютерах уже практически не используются приводы со скоростью считывания менее 50x, а тот шум, который они издают при работе запросто может испортить все удовольствие от просмотра. И самое обидное то, что для нормального воспроизведения MPEG-4 вполне достаточно привода с двухкратной скоростью считывания! Кроме шума, высокие обороты низкокачественного диска в течении полутора часов, имеют весьма большой шанс разорвать его на части, да еще и испортить при этом привод, разве устраивает нас такой поворот? Именно поэтому те, у кого есть возможность переписать видео файл на жеский диск перед просмотром пренепременно должны это зделать, а если ресурсы жесткого диска не простят вам такой расточительности вас просто спасет одна из программ понижения скорости CD-ROM (например, CDSlow).

Вторая причина, по которой стоит переписывать файл на винт кроется в отсутствии в некоторых даже довольно современных приводах CD-ROM поддержки режима UDMA. Суть этого режима уже ни для кого не секрет: в отличие от “классического” PIO, процессор не участвует в копировании данных с носителя в системную память, а лишь дает контроллеру DMA задание и потом получает от него уведомление о завершении операции. Все остальное время система вполне может потратить на обработку уже считанной порции данных. А так как все винчестеры, произведенные за последние 3-4 года могут работать в режиме UDMA, скорость воспроизведения MPEG может оказаться в несколько раз выше.

Системная память. ОЗУ вашего компьютера является одним из самых негибких в ускорении узлов. Обладатели компьютеров на базе наборов системной логики от Intel имеют наилучшие условия для работы мультимедиа-приложений и кроме разгона способов повышения производительности памяти не имеют. А вот обладатели плат на основе чипсетов от VIA имеют вполне реальный шанс повысить производительность подсистемы памяти до уровня Intel, при этом не прибегая к разгону и абсолютно безопасно. Дело в том, что альтернативные чипсеты как правило отстают от “фирменных” интеловских при работе с памятью, но если оптимизировать коды доступа при помощи специальной программы, то память начинает просто летать! Набор соответствующих утилит можно взять на www.viahardware.com. Следует также заметить, что количество системной памяти при условии, что ее хватает для операционной системы и программы воспроизведения, не оказывает решительно никакого влияния на скорость воспроизведения.

Процессор. Тут все просто – чем больше, тем лучше. В принципе, для просмотра большинства фильмов в формате MPEG-4 достаточно процессора AMD K-6-2 с частотой порядка 350-400 МГц. Однако для действительно комфортного воспроизведения в максимальном качестве изображения и звука может оказаться недостаточно и процессора Celeron с частотой 800 МГц!

Что же делать тем, кто имеет компьютер на базе не самых современных процессоров? Тут может помочь уменьшение качества изображения и/или звука, а также применение наиболее “быстрых” программ воспроизведения. Из штатных проигрывателей, входящих в комплект Windows можно отметить элемент управления ActiveMovie как один из самых быстрых проигрователей мультимедиа. Пользователи Windows 95 OSR2 имеют возможность запустить его непосредственно из меню Пуск. Пользователям более поздних релизов системы нужно ввести в командной строке следующее: rundll32.exe amovie.ocx,RunDll (с точным соблюдением синтаксиса и регистра букв!). Еще один достаточно оптимизированный проигрыватель по имени Playa можно найти на официальном сайте сайте DivX - www.divx.com. Там же всегда есть самая свежая (хоть часто далеко не самая быстрая) версия кодека для MPEG-4. Пользователи MS-DOS также не обделены вниманием и по адресу www.multimediaware.com/qv могут найти прекрасный и очень универсальный мультимедиа-проигрыватель, поддерживающий огромное количество видео и аудио форматов, в том числе MP3 и MPEG-4.

Видекарта. Даже самый современный процессор может оказаться бессильным воспроизвести видео с приемлемой скоростью, если видеокарта откровенно “тормозит”. Главное требование, предъявляемое к видеокарте и ее драйверу – поддержка оверлея. Оверлей является частью технологии DirectDraw и представляет собой особый режим вывода изображения на экран, при котором видеокарта на аппаратном уровне заменяет определенный цвет в определенном месте экрана на совсем другое, заранее подготовленное изображение.

Этот режим имеет несколько определяющих особенностей: вывод изображения производится напрямую в видеопамять, минуя Windows GDI, что значительно увеличивает скорость вывода; изображение через оверлей всегда выводится с полной глубиной цвета (обычно 24 бита), даже если глубина цвета рабочего стола равна всего 8 бит; при выводе через оверлей видеокарта имеет возможность самостоятельно масштабировать изображение на полный экран, при этом сильно разгружается центральный процессор, а современные видеочипы еще и используют специальные фильтры, которые значительно уменьшают зернистость результирующего изображения. Проверить наличие оверлея можно очень просто: достаточно запустить воспроизведение фильма в любом Windows-проигрывателе и нажать клавиши ALT+PrintScreen, затем запустить Paint из стандартного комплекта Windows и нажать в нем Shift+INS. Если вывод видео производится через оверлей, то на вставленном изображении вместо кадра фильма будет только прямоугольник, залитый одним цветом (обычно черным, реже – розовым). Если же изображение из буфера будет полноценным, значит оверлей не поддерживается видеокартой или ее драйвером. Проверить поддержку оверелеев в системе Windows NT 4.0 можно также запустив апплет DirectX из панели управления. Если драйвер поддерживает оверлей, то на вкладке DirectDraw вы увидите примерно то же, что и на рисунке.

Стоит сказать, что оверлеи поддерживаются видеокартами начиная с времен таких легендарных чипов, как S3 Trio 64V+ и Cirrus Logic 5446 включительно. Так что если вам не удалось обнаружить их поддержку на таких и более современных платах, стоит попробовать более новые (или более старые) версии драйверов. Бывает также, что поддержка реализована весьма некачественно и оверлей включается только при определенном разрешении или глубине цвета рабочего стола; только при масштабировании изображения; не сразу а через несколько десятков секунд. В любом случае, его включение всегда сопровождается увеличением скорости и качества изображения, особенно при полноэкранном просмотре. В системе Windows 9x признаком поддержки оверлея (с поправкой на качесво его реализации драйвером) является заявленная поддержка возможностей DirctDraw в окне свойств видеоадаптера.

Вот собственно и все. Надеюсь эта статья поможет вам получать максимум удовольствия от просмотра цифрового видео на вашем ПК.

           
 

>>

  ссылки
vmt chkflsh

  E-mail:

mike@mikelab.kiev.ua

.

  ICQ:

315996568

.
.Обо мне .Программы .UR4UEM .Статьи .Резюме